Не все поклонники и даже знатоки жанра авторской песни согласятся со мной в утверждении, что посещать концерты современных авторов и исполнителей интересно и полезно. Многие пребывают во мнении, что всё хорошее здесь давно уже написано и современники не могут ничего добавить к классикам. Мне же кажется иначе, и укрепил меня в этом недавно прошедший в Коломне в музыкальном подвальчике культурного центра «Лига» концерт Ольги Чикиной.

Ольга, живущая сейчас в Рязани, давно уже перестала быть локальным явлением, но является гражданином мира. Это ощущается и по географии её концертов, и по тому, с какими музыкантами и поэтами она общается и работает, и по самим текстам песен, в которых автор просто делится любовью к людям, миру так же щедро, как это делает, например, солнце.

У коломенских слушателей, среди которых немало поклонников и просто знатоков песен Чикиной, есть счастливая возможность наблюдать за творческой её эволюцией, поскольку в Коломне она выступает регулярно вот уже двадцать с небольшим лет. Из ершистой девушки-подростка с лирической героиней Клавой Ольга превратилась во взрослого мудрого автора. Среди персонажей песен появились слоны и летучие волки, собаки и котик Петя, моряки, лётчица, неизвестный солдатик, а также академик Зинченко, профессор Фёдоров, сантехник Нил, Фёдор Достоевский, Иосиф Бродский. Кажется, что всеобъемлющей любви и понимания хватит на всех в этом мире. Высказываться в песне не от себя, а от имени своего лирического героя – традиция, идущая от Владимира Высоцкого. Она позволяет не быть слишком серьёзным в выражении мудрых мыслей, избежать менторского тона. В поэзии и песне допустимы и свобода, и хулиганство.  

2

Слушатели заметили и изменившийся ритмический рисунок некоторых песен, и превращение текстов, бывших когда-то стихами – в песни. На протяжении концерта зрители вдруг заметили, как женщина-бард с гитарой превращалась в актрису, проживавшую свою роль на сцене. Она то превращалась в Тома Уэйтса, то опять становилась Клавой, а потом погрузила всех в атмосферу утреннего Суздаля, по которому ходят бабы, распевая о нелёгкой женской доле с припевом, синтезированным и много ни мало из строк Ивана Сергеевича Тургенева («Утро туманное…») и группы Deep Purple. И особенно пронзительно звучали в этот вечер песни, посвящённые памяти безвременно ушедшего друга и композитора Сергея Труханова (колыбельная «Спи…»). Живой разговор, молитва, общение с человеком, оставшимся на Земле в песнях, делах и памяти людей. И хочется верить, что благодаря вот этому люди не умирают, а просто переходят в иное измерение.

 «Мы были любовью и были добро
Тоской по ушедшим годам,
И думали, мы никогда не умрём,
И думали, мы никогда не умрём,
И мы не умрём никогда».

 Чтобы по-настоящему погрузиться в атмосферу песен Ольги Чикиной, испытать то, что называют драйвом, надо очиститься от шелухи дутой важности, серьёзности, оживить в себе ребёнка, ожидающего чудо. И чудо для многих произошло. И, надеюсь, произойдёт ещё не раз. В этом году, юбилейном для Ольги (о чём она не очень-то любит высказываться), пройдёт презентация её нового альбома, записанного в США с рок-музыкантами. Но остаётся она русским поэтом, талантом земли рязанской. А талант всегда найдёт общий язык, общую волну с другими талантами, независимо от времени проживания. И в этом есть Свет и Надежда.

 «О, летай же, летай, моя осень, и дай мне покой.
О, оставь меня здесь на скамье между небом и веком.
Я не знаю, зачем я когда-нибудь стану рекой,
Но я знаю, зачем мне сейчас надо быть человеком».

                                                                                  (О.Чикина)

 

Михаил Мещеряков

© 2014 Культурно - исторический комплекс «Коломенский кремль»