Место проведения:

ВЫСТАВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА «ДОМ ПОДАРКОВ»

Кремль, ул. Лажечникова, д. 13
Время работы: вт.-вс. 10.00 — 18.00
Телефон: 8(496) 612-40-78

О ПОЛЬЗЕ КАРАНДАШЕЙ И КРАСОК ДЛЯ СОТВОРЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ (выставка работ художника Федора Тузова )

…Ты всё благословишь тогда,
Поняв, что жизнь — безмерно боле,
Чем quantum satis Бранда воли,
А мир — прекрасен, как всегда.
А. Блок. Поэма «Возмездие»

Картины Федора Тузова, если просматривать их быстро, на лету, не открываются сразу – так иногда бывает с единожды прочитанной книгой: общий смысл вроде бы ясен, но кажется, что что-то очень важное осталось недочитанным. Неуловимость ощущений, рождаемых образом, – словесным ли, художественным – всегда таится между строк, порождая в них несказуемость обаяния. 

Обаяние – одна из важнейших тайн творчества… Оно становится важнейшим индикатором его подлинности, когда художник, артист перешагивает рубеж, за которым, по словам Бориса Пастернака, «кончается искусство и дышат почва и судьба». Этот переход незаметен, но, если пользоваться категориями эстетики, именно он превращает изобразительное в выразительное, награждает его живым естеством, раздвигающим рамочные границы академических законов и принципов, и в оценке любого творчества выводит на первый план честность и открытость чувства.

Ради этого можно поступиться и законами перспективы, и другими приемами художественного изображения, где все – по правилам, «все поставлено, все положено». Иногда это не только можно, но необходимо, поскольку втиснуть в трехмерную модель мира здешнего полноту восприятия образов, подвластного лишь творческой интуиции художника, бывает весьма сложно. «Душа летает, где хочет», и ее свободный полет не всегда укладывается в формулы классической физики, которые диктуют в числе прочего, еще и классические законы изобразительного искусства.

2017-02-04-02

 

То же и с творчеством Федора Тузова. Обойдя выставочное пространство, хочется пройти по этому периметру еще раз, уже по-другому вглядеться в эмоциональные сюжеты, их разнообразие, изложенное в сочных, ярких тонах, хотя и композиционные решения, и шероховатости рисунка, который, как известно, «скелет живописи», временами – какому-нибудь зрителю-казуисту – могут показаться небрежными. Но именно благодаря этой якобы «небрежности» в них дышит изменчивость жизни, потому они так подвижны, динамичны, так узнаваемы и переданы с убедительной и точностью на уровне ощущений их миры. Это осень на Среднерусской равнине, накат прибоя, мыс Ай-Тодор с «Ласточкиным гнездом», дворцом, прилепившимся на самом краю скального карниза над голубизной Черного моря; дворик с цветами в вазонах у дверей – то ли это Греция, в которой вдруг помстится древность Эллады, то ли где-то в Черногории. Да какая, в сущности, разница, если весь этот южный эфир, его неведомое очарование и нездешние ароматы, достигает нас! Всего шаг дальше, и вот – Алтай и лавандовое поле, Памир (или Тянь-Шань?) и маки весенней равнины где-то в Азии, и снова – Россия: дачное гостеприимство старого дома, изба над прудом с лебедями – это все впечатления, взгляд человека путешествующего, видевшего много мест и ландшафтов, которые имеют так мало общего между собой, что, не знай мы, что это все – Земля, приняли бы их за пейзажи разных планет.

Федор Тузов тонко чувствует эфирную составляющую красоты мира, которую не передать фотофиксацией, кадр не всегда безусловно сохраняет все чувства и ассоциации. Тогда художник, чтобы не утратить ничего из личного импрессионизма, из очертаний, которые выше и важнее дословности черт, избирает единственно верный способ «остановить мгновенье»: берет в руки карандаш, кисть и краски, и, как у каждого художника, его взгляд и рука становятся проводниками от сердца к холсту или к листу картона.

2017-02-04-03

Он ищет новые для себя приемы живописи: крупные, плотные мазки становятся изящно-тонкими, это почти лессировка, уже не столь интенсивна цветовая гамма, и с тем для художника открываются новые возможности визуального воплощения его идей, передачи оттенков эмоций. И вот – откуда-то из сумерек возникает восхитительный, царственный и мудрый лев, иссиня-вороной конь несется краем голубого с белой пеной моря под таким же небом с белой пеной облаков, белый автомобиль, приткнувшийся у обочины под багряными ветвями придорожной шпалеры деревьев. Художнику для максимально достоверного выражения состояния пространства, того, что в изображении остается между строк, требуется иная – монохромная палитра, рисунок и композиция по-прежнему стилизованы, но это уже стилизация совсем другого уровня – опыт и изобразительный эксперимент делают свое.

Теперь в мягкости и глубине прозрачного флера, дымке накинутой на изображение, нам представляется совершенно другой Федор Тузов: море, горы, парусник и шлюпка окунаются в утренний туман. Сквозь него просвечивает раннее солнце, которое еще не решило – светить сегодня вовсю или остаться за облаками. А с дождливым Парижем все ясно: здесь с утра моросит, и мечтательное отражение улицы в зеркальной реке асфальта, прямая которой закончится где-то у Эйфелевой башни, исполнено того же обаяния, которым полны и прочие картины художника.

Картины Федора Тузова – это не только опоэтизированная красота пейзажа, рукотворного или природного. Поэтичные женские образы, символ любви – Он и Она: одним – некуда спешить под уютом зонта по влажной осенней аллее, другие, взявшись за руки, ступают по теплому морскому мелководью…

2017-02-04-01

Таково откровение лирика, который ни за что не хочет отказываться от того факта, что сей мир, со всеми его «проклятыми вопросами» и «вызовами современности» все равно устроен Творцом по общим принципам красоты и гармонии. Потому в своем творчестве – а это, несомненно, и есть истинное творчество – Федор Тузов вольно или невольно следует совету, данному великим поэтом всякому, кто именуется художником: «сотри случайные черты». Тузов так и поступает: с помощью всем известных подручных средств, он творит свою Вселенную, где свободно главенствуют Радость и Поэзия, и, глядя на его работы, мы не можем не подтвердить: мир прекрасен, по крайней мере, этот – совершенно точно…

 

«Дом подарков», Коломна, ул. Лажечникова, 13
Время работы: 10.00 — 17.00, вторник — воскресенье
Телефон: 8(496) 612-40-78

© 2014 Культурно - исторический комплекс «Коломенский кремль»