«Пикник в Кремле»: продолжения не будет. Елена Черникова о творческой инициативе, точке сборки, командной работе и новых планах

   Каждый год в конце августа Коломна собиралась на пикник – семейный «Пикник в Кремле». Так было в последние пять лет. В этом году так не будет. Организаторы фестиваля официально сообщили о том, что проект завершен. Почему? Коломенцы выдвигают самые разные версии. Мы не стали гадать и решили получить информацию из первых рук. Исполнительный директор благотворительного фонда «Коломенский кремль» Ольга Милославская пообщалась с идеологом фестиваля Еленой Черниковой.

— Лена, конец лета, начало осени – время «Пикника в Кремле». Так было пять лет. Казалось, что родилась традиция…

— Мы в прошлом году знали, что он последний, что следующего уже не будет. Мы (команда фестиваля – ред.) скучаем друг о друге. Нам хочется встретиться, хочется что-нибудь клеить, красить, делать своими руками. И мы рады, что в городе стало происходить много разных интересных событий. Мы сейчас столкнулись с негативом – люди строят предположения, почему не будет фестиваля, и формулировки не позитивные. Относимся к этому философски, негатива за пять лет работы фестиваля мы видели немало.

— Так почему? Почему пятый фестиваль стал последним? Почему не было в голове продолжения?

— По многим причинам. Первая и основная – мы делали фестиваль собственными ресурсами. Мы доросли, дошли до определенной точки и нам было не понятно, куда двигаться дальше, каким будет следующий шаг. Вторая причина – у любого проекта есть определенный жизненный цикл, невозможно делать его бесконечно. Это и произошло с нами. Мы поняли, что не можем найти каких-то суперновых идей. Четвертый фестиваль не отличался от пятого так значительно, как первый от второго или третьего. На пятом фестивале работали уже профессионалы. Дальше нужно выходить на новый уровень, переходить к более зрелой системе организации. Но для нас это хобби. У каждого были свои направления и интересы, развитие которых потом переросло в отдельные, самостоятельные проекты. Возьмите любой коломенский проект, и вы точно встретите в нем человека из нашей команды. В каждом творческом человеке Коломны есть капля «Пикника в Кремле». И мы безмерно благодарны всем, кто пять лет делал этот фестиваль вместе с нами.

— Никто не позвонил и не сказал — давай сделаем (следующий фестиваль – ред.)?

— Было два предложения. Были люди, которые хотели на себя взять дальнейшую организацию фестиваля, но они не рискнули. Вообще, организация таких мероприятий (на 15 тысяч человек) без помощи города, только своими силами невозможна. Либо нужно было коммерциализировать фестиваль, делать вход платным. И говорить о следующем шаге развития. Но мы не хотели идти по этому пути, мы хотели делать фестиваль для города, для наших детей. Либо нужно было искать гранты и другие способы финансовой поддержки. Но, еще раз, двигаться в бизнес с этим проектом мы не хотели. Это история жизненная: если проект способен сам себя кормить – он движется дальше, если нет –  долго не живет. Мы готовы были передать фестиваль другой команде. Но только в том случае, если бы мы знали, что им это интересно, а не для галочки, и что у них действительно хватит ресурсов. Но пока такого человека или команды нет.

— Таким человеком была ты. Ты смогла собрать и объединить замечательную команду.

— Я себя называю «точкой сборки». Кто-то должен был сказать: да, мы делаем. Сейчас я занимаюсь культурной инновацией, корпоративной культурой. Идут другие проекты Я дала себе два-три года, чтобы развить свое основное направление. Через два-три года я вернусь в город. Не знаю пока, с какой идеей. Но фестиваль делать уже не буду. Остальное – на уровне идей. Сейчас, например, мы видим проблему, которая кажется нам более серьезной – высшее образование не развивает потенциал вчерашних школьников. Они не понимают, чего они хотят в жизни. Я сама до института поработала на 12 работах. И это было абсолютно правильно. В итоге при поступлении в вуз я знала, что мне интересно и чем я хочу заниматься. И я до сих пор не выпала из этой истории, причем не запрещаю себе заниматься всем подряд. Школьники не изменились. Они испытывают бешеный интерес к работе. Поэтому сейчас мы придумываем, как безопасно установить контакт «предприниматель – школьник». Для города это тоже важно. Будет здорово, если у нас в городе заработает такая точка контакта (точка сборки ?) – биржа труда для школьников. Предпринимателям мы научились объяснять, почему для них это важно – эти школьники через три-четыре года придут к ним на работу. Толковые ребята чаще всего уезжают из Коломны. При том, что у нас множество мест, где можно себя реализовать. Но они об этом не знают.

— В городе все меньше становится инициативных групп, которые хотят что-то делать. Как думаешь, почему?

— Для творческих людей очень важна поддержка словесная. И еще многие люди свои идеи криво реализуют. Задача города, сообщества – брать идею и поддерживать, доводить ее до качественного логического результата. Когда мы делали первый фестиваль, мы не учли многие вещи, которые помог нам увидеть и реализовать Благотворительный фонд «Коломенский кремль». Он стал нашим партнером и помощником во всех пяти фестивалях. Без практической поддержки даже самые большие и светлые  идеи умирают. 99% идей не реализуются, потому что люди боятся мелких бытовых трудностей. Была бы такая точка сборки – ты с идеей приходишь, тебе помогают эту идею докрутить, советуют, к кому обратиться. У нас ведь очень много специалистов, знания которых город не использует.

— Рутина может все убить. Еще несколько лет назад приходили ребята с горящими глазами с разными проектами. Сейчас никого нет. Мы остались с «Антоновскими яблоками» и с программами комитета по культуре.

— Здесь еще одна проблема, которую я вижу. На это все у города нет финансовых ресурсов. Но эти ресурсы есть у бизнеса. Последние два года были тяжелыми, но сейчас бизнес постепенно возвращается к саморазвитию и к участию в мероприятиях. Но никто их не привлекает в культурную сферу. Считают, что коммерсанты ничего не понимают ни в жизни города, ни в искусстве. Это большая ошибка. Наш бизнес – это часто серьезные, образованные люди. И они вложат деньги в проект, который их заинтересует и в котором к ним отнесутся соответственно. На первом фестивале были люди, которые знали меня лично по моей основной деятельности. А потом уже другие компании, которые увидели, как это работает, начали подтягиваться. Просто потому что эти люди меня знали. Вот он, контакт бизнеса и культуры. Бизнес для себя из контакта с искусством черпает новые идеи. Культура – отражение того, что хочет человек более высоких материй. Современное искусство – проблематизация – что его вообще волнует, о чем он думает. Из этого бизнес может взять идеи для себя. Это правильная система.

 — Лена, удачи тебе, и ждем возвращения!